Все не так уж плохо, если есть в кармане пару трюфелей
Светлана Беляева
Как без команды и маркетолога построить бизнес на обучении и консалтинге
В новом выпуске подкаста «Тот еще разговор» Светлана Беляева, основатель и руководитель учебно-консалтингового центра «Разобраться в налогах».
Также на платформах.
~
intro
-Как стать лид-магнитом для клиентов компании, сформировать мощный личный бренд и попробовать выйти из операционки.

-Можно ли параллельно вести три направления бизнеса.


-Какие перспективы ждет рынок бухгалтерских услуг в ближайшее время и какие навыки потребуются современным бухгалтерам.

-Как работать с 4 утра и успевать делать все домашние дела. И зачем постоянно учиться, находясь в декрете.
Борис Мальцев
Конкурент ?
"Я так рад пообщаться, потому что наблюдаю за тобой всю твою публичную карьеру, со времен появления YouTube канала. Расскажи, чем ты занимаешься, особенно для тех, кто не читает «Клерк»"

Светлана Беляева
Пытается "Разобраться в налогах"
"Два основных направления – это образование в налогообложении, бухучете и финансах, а также консалтинг. Изначально я руководила в ВТБ Белгорода отделом бухучета и отчетности, а позднее переехала в Москву и начала собственный бизнес."

first part
Как я пришла в бизнес
Борис: Ты начинала с консалтинга?

Светлана: Да. В декрете поняла, что не хочу выходить из него, хочу видеть как дети растут, прививать им ценности, быть рядом. И у меня начался сложный период, как работать и развиваться, но не возвращаться в найм. И принимаю решение – открыть собственный бизнес, но какой непонятно.

Борис: Это какой год?

Светлана: В 2011 начался этот поиск. И к мысли о том, что я точно иду в бизнес, пришла примерно в 2014-2015 гг.

Борис: Я правильно понимаю, что это были доступные тебе клиенты? Как все началось?

Светлана: Я работала с крупным бизнесом, типа Роснефть, ВТБ Капитал, Газпромбанк. И когда задумалась о консалтинге, поняла, что к маленькому ИП такие крупные клиенты никогда не придут, а с малым бизнесом я никогда не работала. И я отвергала идею консалтинга и продолжала искать варианты.
Я перечитала тонны книг на Альпине, в МИФе, все что выходило по бизнесу я поглощала. Примерно год ушел на поиске «кто я и где я». Одновременно я еще училась, потому что налоги все время меняются и надо быть в теме.
И прихожу к мысли, консультировать и искать клиентов в том, что я хорошо знаю. Ищу клиентов через соцсети, через бизнес-клубы.
Юрий Мео
заменил Михаила Лапушинского
Юрий: Кто был первый клиент и как он появился?

Светлана: Через партнеров. Подруга пригласила сделать проект по постановке налогового учета в компании. Я помню, что тогда этот проект стоил 60 000 руб., а сейчас мы такие проекты делаем минимум за 500 000 руб. Я полностью им прописала методологию учета, поставила налоговый учет, документооборот. И тогда я поняла, что я могу зарабатывать сама на таких проектах. Параллельно я завела ВК, назвала блог «Разобраться в налогах», из него начали приходить клиенты.

Юрий: Блог писать или снимать видео?

Светлана: Я начала писать текст, но видео – это был тот рывок, когда запустился весь мой онлайн-контент.
second part
Доход больше в образовании, а маржинальнее консалтинг
.
Борис: За 2023 год твой оборот составил 74 млн руб. Можно его разделить по бизнесам?

Светлана: 60% - онлайн и 40% - консалтинг.

Юрий: Это выручка, а маржинальность как делится? Я смотрел статистику ФНС, там выручка растет, сумма уплаченных налогов растет, а прибыль сокращается.

Борис: Ну это же налоговый консультант, какая там прибыль?

Светлана: Если проводить сравнение, то это как ракета на старте, чтобы стартануть нужно максимально выработать топливо, вложить максимум усилий, а затем уже будет полегче. Все, что мы зарабатываем сегодня, вкладываем обратно в бизнес. Это найм, и да, иногда мы ошибаемся с людьми, а любая ошибка найма это потерянные деньги. Но на сегодняшний день у нас все возвращается в бизнес, в маркетинг, в PR. И действительно мы работаем на супер низкой марже.

Борис: А какая структура компании сейчас?

Светлана: Три блока. B2C блок – отдел продаж, отдел обучения, В2В блок аналогично, и events, там пока без структуры.
third part
Между бизнесом и ремеслом
Юрий: Вот сейчас услышал, что вебинары проводишь регулярно. Это прямо все сама, каждый раз?

Светлана: Да, но задача заводить сюда сотрудников.

Юрий: А это тогда продукт? Либо ремесло?

Светлана: Это ремесло. Я же говорю, я пока на стадии между ремеслом и бизнесом. Я хочу, чтобы это стало бизнесом.

Юрий: А вот те звездочки, которые есть у тебя в команде, они это не подхватывают?

Светлана: Публичность – это история, когда человек готов или не готов. Сейчас я беру людей в команду консалтинга и на этапе собеседования уже спрашиваю, готов ли человек выступать или писать статьи. Если человек готов, то это большой и жирный плюс и мы идем дальше вместе.

Юрий: А не кажется, что твоя публичность выступает неким клапаном, который не позволяет команде вырасти в 4-5 раз? Твое время ограничено, его больше не станет, а приходят на тебя.

Светлана: 100%. Я могла бы это время вложить в усиление команды, в мотивацию команды, а я иду выступать. Но здесь же тоже нельзя взять просто так, вот у тебя есть какая-то модель, ты ее бросаешь, а другая не работает.
Юрий: С этим оправданием можно жить годами.


Светлана: Уже описано мое 31 декабря 2025 года и моя роль на эту дату. И я хочу к этой роли прийти, но чтобы к ней прийти мне необходимо высвободить время.

Юрий: И как ты последний раз высвободила время?

Светлана: Когда-то курсы я писала сама. Сейчас мои материалы это 30%. Вебинары пока да, но задача стоит заместить их другим способом лидогенерации – YouTube, контент, конференции.
fourth part
Кайф от процесса
Борис: Юрий, ты веришь в 300 млн руб.?

Юрий: Ну это вполне реальная цифра. Услышал, что муж помогает сфокусироваться, и сильное вовлечение в процессы. Могу предположить, что нравится быть в паблике и получать признание, благодарности и с этого кайфовать.

Светлана: Скорее не про признание, может страхи, что если я не буду вести вебинары, то каким образом у нас будет лидогенерация идти.

Юрий: А проверяли эту гипотезу?

Светлана: Нет. Мы понимаем, что с вебинара идет определенный объем заявок. Отдел продаж работает на теплых заявках.

Юрий: Ну проверить гипотезу не сложно. Запустить, например 8 твоих вебинаров и 2 чужих, а потом посчитать воронку.

Светлана: Можно. Мы точно идем в эту сторону. Нет задачи вести каждую неделю вебинары. Наверно ты прав, это некий кайф от общения с аудиторией. И кажется, когда выйду в управление, это просто другие навыки.

fifth part
В 23 года стала руководителем отдела в банке
.
"мне 23 года, 22 человека в подчинении, я ничего не понимаю в управлении, но видимо сильно вовлечена в работу, что во мне видят потенциал"
Борис: Света, а можно про личную жизнь, ты из Белгорода?

Светлана: Я вообще из Хакасии, в 11 лет мы переехали в Белгород. Там поступила в институт и на 3 курсе прошла стажировку в ВТБ, на 4 курсе меня взяли на работу. Через 2 года назначили руководителем офиса,
Через 1,5 года предлагают позицию зам.руководителя отдела бухучета и затем руководителя. Я понимаю, что хорошо, я уже руководитель отдела, следующий шаг либо зам главного бухгалтера или главбух. И здесь потолок. А надо расти. И такие размышления о жизни приводят к тому что надо ехать в Москву.

Борис: А Макс на каком этапе появился?

Светлана: Почти сразу, он тоже из ВТБ. У нас была такая классная история. ВТБ выплачивает премию 10 окладов. У меня зарплата была 6000 руб. и я, студентка 4 курса, получаю 60 000 руб. Я таких денег в жизни не видела, стипендия была 300 руб. И я поняла, что хочу квартиру и мне хватает на первоначальный взнос. Я иду в наш отдел ипотечного кредитования, а там молодой человек. Так мы и познакомились, через ипотеку. В 2008 году кризис и с одним чемоданом мы едем в Москву. Максим пошел в собственный бизнес, а я в Deloitte.
Вопросы от редакции
Борис: У меня еще вопросы от редакции «Клерка».
Как вы относитесь к конкуренции на рынке обучения бухгалтеров, например, считаете ли «Клерк» своим конкурентом?

Светлана: Считаю «Клерк» конкурентом. Это же здорово, когда есть компании больше тебя.

Есть онлайн-школы, большие ИП, которые активно развиваются, а есть классные крупные компании, которые растут за счет инвестиций.
Борис: Весь маркетинг в телеграмме сейчас, личный бренд, это бустит рынок образования и много конкурентов растет.

Светлана: Мне интересны компании типа Клерка, Актиона. Знаю структуру консалтинга и за счет чего крупные консультанты растут, там вообще отдела продаж нет.

Борис: Вы участвуете в конференциях «Клерка», в том числе как генеральный партнер, ведете вебинары, телеграм-канал, при этом руководите центром и активно развиваете его, насколько глубоко погружены в операционный процесс или умеете выходить?

Светлана: Я глубоко погружена в операционный процесс и задача – выйти. Например, смогла развивать отдел консалтинга только тогда, когда вышла из обучения, записи курсов. Решили взять внешних преподавателей, и я смогла переключиться на консалтинг, чтобы запустить его полноценно в продажу. Сейчас я больше в events направление вовлечена. Пока, к сожалению, вовлечена в разные направления.

Борис: Какие навыки вы бы выделили как ключевые для бухгалтеров сегодня?  

Светлана: Это точно умение работать с налоговыми рисками. Есть некий технический функционал, условно сформировать отчетность, но это не дает роста бухгалтеру внутри компании. За что ты готов платить бухгалтеру, если он умеет решать сложные задачи, когда он приходит и говорит, здесь есть потенциальные налоговые риски, давай подумаем как по-другому. Что касается софтов, то это умение вести переговоры, аргументировать свою позицию перед собственниками компании. Умение коммуницировать.
Борис: Еще мне кажется, умение брать на себя ответственность.

Светлана: Ответственность есть в любом направлении. Руководитель отдела продаж берет на себя ответственность за результаты отдела. Отдел обучения, берет ли ответственность на себя за то, что продукт, который мы делаем он позволит дойти студенту до конца курса и оставить хороший отзыв, который будет продавать дальше..
Кто следующий?
Борис: Кого бы ты рекомендовала к нам сюда придти ?

Светлана: мне было бы интересно еще посмотреть , хотя я записывала подкаст , Сергей Нищев , он в Ростелекоме ген.директор одной из "дочек" компании , он очень круто про стратегию . Он очень классный спикер

Борис: Сергей , если вдруг ты смотришь это интервью , приходи , мы с удовольствием с тобой поговорим

Светлана: также могу порекомендовать "нескучные финансы" , которые в 2017 году стартовали и за миллиард перешли
Итог:

Борис : Светлана , большое спасибо,что пришла ,что мы поговорили . Юр спасибо большое за помощь

Светлана: Спасибо

Борис: Коллеги , подписывайтесь, оставляйте комментарии , спасибо всем кто посмотрел наш "Тот еще разговор" , который помогает вашему бизнесу расти


Прочитали?
Теперь можете посмотреть видео)
Фото - Светлана Пастух
Текст - Светлана Пастух
Верстка - Артюх Артём
Нам интересно, что вы думаете!
Мы считаем, что вы знаете больше, чем мы. Присоединяйтесь к обсуждению этого интервью на Клерке, расскажите нам про ваш первый компьютер, инвестиции и собаку :)
Made on
Tilda